IFA 2014: мода наступает / Offсянка
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции и уж тем более — читателей
Когда-то электронные устройства были сложными и привлекали только гиков. Если рассматривать смартфоны, то времена эти, пожалуй, закончились совсем недавно — теми же коммуникаторами на Windows Mobile обычные люди в здравом уме и твердой памяти не пользовались, это был удел тех, кто всерьез интересовался техническими новинками. С мертвой точки ситуацию во многом сдвинула HTC со своим TouchFLO — с появлением первого HTC Touch коммуникаторы уже можно было заметить и в хрупких женских ручках.
Затем настал достаточно короткий, похоже, этап «очеловечивания» этих устройств — золотая пора развития смартфонов, когда Apple, Google, Palm (жаль, этой хватило совсем не надолго) и Microsoft стремились сделать операционные системы мобильных гаджетов проще, понятнее, нагляднее и функциональнее. Простор для действий был просто фантастическим: если сравнить Android, каким он был в 2009 году, с тем, что мы видим в современных смартфонах, то это две в корне разные операционные системы, на порядок различающиеся по удобству использования и возможностям.
Но с каждым годом развитие замедлялось: системы становились все более отшлифованными, доработки — все более косметическими (смотрите, мы изменили шрифты!): сделано было уже достаточно много, а оставалось сделать, соответственно, достаточно мало. И сейчас еще осталось, конечно, но уже совсем чуть-чуть — на нынешнем этапе нужен кто-то, кто придумает очередную революцию, какой в свое время был, например, первый iPhone.
Под непрерывное развитие ПО необходимо было адаптироваться и производителям смартфонов (да и прочей мобильно-компьютерной техники) — аппараты становились краше день ото дня. Параллельно они дешевели, и теперь смартфон есть практически у каждого, а минимальная цена «умного» аппарата стартует со смешной отметки около 1 500 рублей. Все, население планеты почти полностью «осмартфонено», что же делать дальше? Ведь если люди не будут покупать все новые и новые устройства (и в еще больших объемах) — индустрия рухнет. И производители нашли выход. Правда, на субъективный взгляд вашего покорного слуги, крайне странный.
Еще даже до начала описанного выше периода расцвета зазвучали первые тревожные звоночки: производители периодически пытались сделать из смартфонов и компьютеров – уже достаточно человечных, чтобы ими пользовался прекрасный пол, – модные аксессуары. Вспомним, например, LG Prada или аппараты Samsung Giorgio Armani. Или, скажем, нетбуки HP Vivienne Tam. Однако тогда это были скорее исключения из правил — в массовых устройствах производителей больше волновал аспект удобства или хотя бы приятного и интересного дизайна, нежели именно моды как таковой. Гораздо важнее было развитие оболочек, гонка спецификаций.
Однако, если судить по IFA 2014, период очеловечивания подошел к концу, и наступила новая эра — эра моды. Потому что индустрия на этой почве буквально сошла с ума.
3 сентября, Берлин, полдень. Эрик Чен, вице-президент ASUS, представляет планшет ASUS MemoPad 7. «При разработке дизайна нового планшета мы вдохновлялись сумочками-клатчами», – говорит Эрик Чен. Да, MemoPad 7 действительно похож на клатч. Он даже вполне симпатично выглядит, но, во-первых, он явно не для мужчин — это сугубо женский аксессуар, а во-вторых, он чудовищно непрактичен: глянцевые поверхности бронзового цвета покрываются отпечатками пальцев с фантастической скоростью — даже стандартный черный глянец принтеров и роутеров не притягивает «пальчики» в таких количествах.
3 сентября, Берлин, несколько часов спустя. Samsung демонстрирует часы Galaxy Gear S и ремешок с кристаллами Swarovski. Простите автора этого материала, который сейчас ударится во вкусовщину, но это какой-то кромешный ад, сочетание несочетаемого и просто безвкусица. Тем не менее такие устройства продолжат появляться — и во все больших количествах.
3 сентября, Берлин, еще на час позже. Sony анонсирует Xperia Z3 и Z3 Compact. Мы уже прошлись по цветам, доставшимся «Компакту», пройдемся и еще раз: морковный и Тиффани. Мы спросили у одного из представителей Sony Mobile, почему же цвета такие… странные? Оказывается, это «яркие и смелые интерпретации» цветов Xperia Z3 — медного и так называемого серебристо-зеленого. По слухам, так в Японии сейчас модно. Спасибо, остались белый и черный (хотя все равно не без модного «кошачьего глаза» на боковых гранях, который оттолкнул от прекрасного во всех остальных аспектах «Компакта» добрую половину журналистов мужеского полу). Еще недавно у смартфонов, в общем-то, не было цветов: все ограничивалось серебристым, белым и черным. Моду на цвета — живые, яркие, но не слишком модные — ввела Nokia во времена заката WP7, а затем ее радостно подхватили все. И до неузнаваемости изменили: где теперь радостный желтый, где летний зеленый? Теперь только тяжелые «золото» или «медь», либо всякие цвета «от кутюр», которые у автора этой заметки ассоциируются с интерьерами пафосных ресторанов Франции и Италии.
Бывают, конечно, приятные исключения. Лучше всего с fashion-трендом обошлись — неожиданно — в Huawei: «модная» версия Ascend P7 с сапфировым стеклом и керамической задней панелью не растеряла своего простого очарования, став при этом практичнее: что сапфир, что керамику очень непросто поцарапать. Тем не менее даже китайцы не смогли обойтись без золотистых версий телефонов (кто кричал «Цыганщина!» при выходе iPhone 5, а потом раскупал первые поступившие в Россию аппараты по 70 000 рублей? Вот и результат!).
Золото прочно вошло в мир высоких технологий и собралось обосноваться там надолго. Если раньше дизайнеры модных аксессуаров покупали iPhone и сами украшали его кристаллами, делали ему корпуса из чистого золота и навешивали прочие ювелирные рюшечки, то теперь сама Apple представляет часы Watch в корпусе из так называемого благородного металла.
И ладно бы мода поработила только индустрию мобильных гаджетов и носимой электроники. Но ведь нет: те же компании, которые делают телефоны и умные часы, занимаются еще многими другими отраслями. И с удовольствием переносят туда модные веяния. LG представила телевизор с кристаллами Swarovski на той же самой выставке IFA. Телевизор! Чем покрасоваться в свете, если не телевизором? Жаль, в оперу его с собой не возьмешь, хотя он неплохо подходит к вечерним платьям.
В тяготении к моде замечены и те компании, от которых этого ну совсем уж не ждешь. Intel заключила контракт с Fossil — известным производителем часов. И вроде бы все нормально: умные часы сейчас — одна из самых развивающихся отраслей, Intel знает, как делать железо и софт, Fossil знает, как делать часы… Но внимание привлекает строчка из пресс-релиза: «Компании будут работать над созданием новой продукции и технологий для людей, которые особое внимание уделяют своему внешнему виду и стилю». Здравствуй, мода от Intel. Что дальше? Процессоры с кристаллами Swarovski?
И в этом же релизе, в общем-то, дается ответ, почему все так происходит. Приведем вторую цитату — из речи Майка Белла (не путать с Майклом Деллом), вице-президента и руководителя подразделения New Devices Group корпорации Intel: «Наша уверенность в успехе этого проекта основывается на том, что мы объединяем наши передовые технологии и способность Fossil Group создавать инновационные модные аксессуары и эффективно продвигать их на мировом рынке».
Видимо, дело в том, что продвигать обычные, не модные смартфоны, умные часы и прочую технику стало слишком сложно. Народ не покупает — у народа все есть. Есть смартфон 2010 года, который до сих пор не сломался и вроде всем устраивает, есть обычные часы, есть телевизор — даже плоский, пускай и трехлетней давности. Но воротилы индустрии моды обладают удивительным талантом выкачивать потоки денег из населения, у которого уже все есть. Многие не готовы носить одежду, которая была модной два года назад: где сейчас остроносые ботинки, где злосчастные «угги»? Вышли из моды — и люди покупают новое.
И производители электроники теперь рассматривают моду как двигатель продаж: индустрия уперлась в тупик, рост продаж замедляется, все продается с минимальной маржой, но мода-то чувствует себя хорошо, новые коллекции разлетаются практически прежними темпами, несмотря на экономический спад. И все, видимо, надеются, что модные гаджеты будут продаваться лучше обычных, принесут больше денег и позволят компаниям как минимум удержаться на плаву.
Но объемы инвестиций в каждое новое устройство ограничены. И если раньше деньги шли на то, что принято называть инновациями, — на изобретение и интеграцию новых возможностей, новых интерфейсов, то теперь они отправляются в карман дизайнеров аксессуаров и псевдокреативных отделов компаний-производителей. То есть вкладываются в «золото», Тиффани, клатчи и «кошачий глаз». А потому шансы, что кто-то в ближайшем будущем все-таки изобретет что-то революционное и выведет индустрию из состояния стагнации, с каждым новым дизайнерским смартфоном становятся все меньше. И это, дорогие читатели, очень грустно.
Увлечения модой случались и раньше — стоит вспомнить всякие Siemens Xelibri, ASUS Lamborghini и Acer Ferrari, но заигравшиеся компании либо умирали, либо же вновь брались за ум. И чаще всего волшебным пинком к действию оказывался выход очередных новых устройств Apple — MacBook Air, iPhone и так далее. С дизайном, который служил единственной истинной богине — эргономике. Но вот и Apple свернула с пути истинного: мы живем в век золотых айфонов и модных Apple Watch о 14 каратах. На кого же индустрии равняться теперь?